+7 (916) 211-90-14

МРТ на страже истины

20 апреля 2023 МРТ на страже истины

Алексис Мадригал пишет для Wired.com о том, что является по сообщениям прессы первой попыткой использовать МРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию)в качестве результатов «детектора лжи», которые принимают в суде.
Международная группа ученых опубликовала очередное исследование, посвященное технике «чтения мыслей» при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга. Тем временем растущий интерес к возможностям фМРТ проявляют военные и спецслужбы. Использование дорогостоящей медицинской методики для разрешения неоднозначных судебных тяжб уже началось в США.
Чтение мыслей
Группа ученых из Германии, Японии и Великобритании представила в пятницу результаты нового исследования, посвященного возможностям функциональной магнитно-резонансной томографии. По данным исследователей, методика, основанная на оценке интенсивности кровотока в различных участках головного мозга, позволяет с 70-процентной вероятностью предсказать выбор человека, производящего в уме то или иное арифметическое действие с предложенными ему числами.
Техника «чтения мыслей», продемонстрированная авторами опубликованной в Current Biology работы, может привести к созданию сканирующих устройств, которые существенно облегчат жизнь парализованным пациентам. Полностью обездвиженные и люди получат возможность общаться с окружающими при помощи считывающих их мысли электронных устройств, силой мысли управлять компьютером, а также инвалидными креслами и искусственными конечностями.
Впрочем, медицинское применение постоянно совершенствующейся техники сканирования головного мозга является далеко не самым насущным. Теоретически она позволяет с большой достоверностью выявить агрессивные наклонности обследуемого, а также оценить правдивость предоставляемой им информации. Наибольший энтузиазм у ученых, и не только у них, вызывает последняя возможность.
Зоны лжи
Первые исследования нейрофизиологических составляющих обмана и дезинформации начались в конце прошлого века. Поначалу ученых интересовали сугубо теоретические задачи. Так, один из пионеров в этой области, американский исследователь Дэниэл Ланглебен (Daniel Langleben), начал с исследования нейрофизиологических особенностей детей с СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания), проблемы с социальной адаптацией которых некоторые психологи связывали с их неспособностью скрывать свои чувства и намерения.
Лаглебен предположил, что формулирование лживых утверждений требует подключения новых зон мозга в дополнение к тем, которые активны, когда человек говорит правду. В ходе последующих исследований эта гипотеза подтвердилась: «зонами лжи» были признаны передняя часть поясной извилины, миндалевидное тело, таламус и некоторые другие.
Война с террором
Интерес к высокотехнологичным методикам выявления лжецов подстегнула волна шпиономании, захлестнувшая США после терактов 11 сентября 2001 года. При этом традиционный детектор лжи – полиграф – был признан не отвечающим требованиям войны с террором.
Дело в том, что действие полиграфа основывается на учете вторичных физиологических показателей – частоты сердечных сокращений, артериального давления, интенсивности потоотделения и т.д. К тому же, эффективность прибора очень существенно зависит от квалификации ведущего допрос, а также от способности подозреваемого противостоять психологическому давлению. Известно например, что асоциальные личности, лишенные угрызений совести, могут обмануть детектор лжи, а добропорядочные граждане, хорошо поддающиеся психологическому давлению, часто попадают под необоснованное подозрение при тестах на нем.
В 2002 году Национальный исследовательский совет США подготовил доклад, авторы которого пришли к заключению, что данное полиграф принесет больше вреда, чем пользы, если его применять для выявления потенциальных пособников террористов в государственных учреждениях.
А в 2005 году сразу две группы американских ученых – одной из них руководил уже упоминавшийся Ленглебен – заявили о создании техники фМРТ, позволяющей с высокой надежностью отличить правдивые ответы от ложных. В обоих случаях результаты сканирования головного мозга испытуемого сравнивались с обширной базой данных обследований уличенных во лжи субъектов. Обе группы ученых получали финансирование из военных источников.
Призрак Большого Брата
По данным американского Союза гражданских свобод и других правозащитных организацией, эксперименты по выявлению «враждебных замыслов» при помощи МРТ проводятся в настоящее время в военных лабораториях на территории США. Впрочем, в начале февраля в интервью New Scientist сотрудники Института Полиграфа, принадлежащего американскому оборонному ведомству, заявили, что ничего не знают о подобных исследованиях.
Немедицинское использование МРТ серьезно беспокоит американских правозащитников, указывающих в этой связи на повышенную вероятность вмешательства в частную жизнь граждан и возможность их преследования на основании неосуществленных преступных намерений.
С недоверием к разработкам военных относятся и многие представители научного сообщества. По их мнению, пропагандисты нового детектора лжи не учитывают влияние на результаты МРТ-обследований таких факторов как возраст, уровень образования и психическое здоровье испытуемых.
Желание ученых вернуть себе контроль над ситуацией привело к созданию международной комиссии по нейроэтике, первое заседание которой прошло в начале февраля в Кембридже, штат Массачусетс. Участники заседания выразили обеспокоенность в связи с возможными злоупотреблениями новой методикой, отметив при этом недостаточное обоснование ее эффективности в опубликованных на данный момент научных работах.
Бизнес правдоискателей
Вопреки сомнениям ученых, коммерческое использование МРТ-диагностики уже началось в США. В начале 2007 года калифорнийская компания No Lie MRI заявила о запуске новой коммерческой службы, предоставляющей всем желающим возможность заручиться дополнительным свидетельством собственной правдивости. По словам владельца No Lie MRI Джоэля Хейзинги (Joel Huizenga), его потенциальными клиентами являются жертвы необоснованных обвинений, стремящиеся доказать свою невиновность.
Практически одновременно аналогичную услугу вывела на рынок и другая компания, Cephos Inc. Основатель Cephos Стивен Лэйкен участвовал в разработке первого коммерческого ДНК-теста на рак прямой кишки.
Первым клиентом No Lie MRI стал предприниматель из Южной Каролины Харвей Натан, заподозренный в поджоге своего кулинарного магазина с целью получения страховки. Обследование на МРТ, которое обошлось Натану в 1500 долларов, подтвердило чистоту его помыслов. Однако повлияло ли это на позицию страховой компании, отказывавшейся от выплат, остается неизвестным.